Наступление на «хвост». Эксперт об очередях и нехватке врачей в больницах

Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Очереди никто не любит. Ну, разве что люди, страдающие от дефицита внимания и не знающие, чем занять себя, кроме как разговорами с незнакомыми людьми. «Хвосты» в поликлиниках сегодня кажутся непобедимыми, для многих крымчан визит к врачу превращается в настоящее испытание.

   
   

Только за последние пару месяцев «АиФ-Крым» получили множество звонков от читателей — не только жалобы, но и предложения по усовершенствованию работы поликлиник. Можно ли применить народные ноу-хау, какова сегодня ситуация с оказанием первичной медпомощи, что меняется, мы поинтересовались у заведующей отделением организации первичной медико-санитарной и скорой помощи Министерства здравоохранения Республики Крым Ирины Гончаровой.

Не обходите терапевта!

Наталия Дремова, АиФ-Крым: Не секрет, что одна из причин очередей — нехватка врачей, где в Крыму этот дефицит ощущается острее всего?

Ирина Гончарова: Возможно, звучать будет неожиданно, но — в городах. И чем крупнее город, тем сложнее обстановка. Объяснить это можно тем, что там люди более требовательны, стараются внимательнее следить за здоровьем, а ближайшее медучреждение находится на относительно небольшом расстоянии. Вот и получается, что поликлиники Симферополя, Керчи и Ялты сегодня самые проблематичные, укомплектованность врачами там довольно низкая. Порой участковые терапевты ведут по два-три участка. Врачу положено 1,8 тысяч человек обслуживать, но есть у нас такие медучреждения, где нагрузка на терапевта — до 5 тысяч пациентов.

— В Крыму люди трудоспособного возраста фактически вытесняются в частную медицину, либо остаётся без помощи, когда сталкиваются с невозможностью попасть на приём…

Цыфры
36 поликлиник (в составе которых входят 176 амбулаторий) и 511 ФАПов работают в Крыму; в 36 учреждениях первичной медико-санитарной помощи на начало года не хватало 145 терапевтов, 124 врача общей практики семейной медицины, 50 педиатров; в 15 регионах отсутствуют врачи-гастроэнтерологи, в 16 — пульмонологи, в 7 ставки врачей эндокринологов и кардиологов остаются вакантными. Врачи-ревматологи есть только в 2 регионах Крыма, в 5 регионах отсутствуют специалисты УЗИ-диагностики, на их ставках работают врачи-совместители.
   
   

— Примерно две трети крымчан, регулярно посещающих поликлиники — пожилые люди. Они действительно располагают большим количеством свободного времени, записываются и к участковым, и к врачам-специалистам. Но для того, чтобы на приём смогли попасть остальные, мы продлили время работы поликлиник до 19 часов. Мы стараемся не упустить ни одной возможности улучшить доступность медицинской помощи, пробуем разные рекомендации. Для тех, у кого состояние требует осмотра врача как можно быстрее, в поликлиниках работают кабинеты неотложной медицинской помощи. В некоторых, правда, в штате не выделено отдельного врача.

— А если всё-таки пришлось посидеть в общей очереди, и безрезультатно?

— Следует понимать, что если попасть на приём сразу не удалось, и вам предлагают записаться на следующий день — никто ваши права не нарушает. Стандарт ожидания приёма терапевта, утверждённый территориальной программой госгарантий — 24 часа. Если человек намерен попасть к узкому специалисту, то время ожидания может составить до 2 недель. Сейчас нередко люди записываются к, например, неврологу, ортопеду, урологу «напрямую», минуя терапевта. А зря, они сами делают посещение врача менее эффективным. Ведь терапевт, выслушав жалобы, назначит анализы — и визит к узкому специалисту будет намного более плодотворным. А бывают случаи, когда участковый вообще «переориентирует» дальнейший маршрут пациента: ведь, например, боли в спине могут иметь самое различное происхождение — от люмбаго до кардиологических заболеваний.

— Ждать ли каких-то изменений в обозримом будущем?

— Нововведения, скорее всего, начнутся со 2-й поликлиники Симферополя, она лучше всего для этого адаптирована. Как это будет выглядеть: очередь — по типу банковской, когда в холле стоят аппараты-инфоматы, человек вводит туда данные, получает талон с номером, садится в живую очередь — она всё равно никуда не денется. Как без неё, если, например, пришёл человек, нуждающийся в неотложной помощи? Да, облегчили ему состояние в процедурном кабинете, но домой же нельзя отправить, нужно выяснить, что с ним и решить, что делать: отпустить, сделав назначение, направить в стационар, назначить повторный приём.

Фото: департамент здравоохранения администрации Владимирской области

«А поговорить?»

— Наши читатели, описывая затруднения при получении медпомощи, выдвигали свои идеи. Предложение от читателя-симферопольца: выделить в поликлинике отдельного врача для приёма работающих людей. Такое возможно?

— Мы, реализуя проект новой поликлиники, всё-таки пойдём по пути изменения самого алгоритма работы врача, снижению количество необоснованных участковых вызовов. Не секрет, что пожилые люди порой дома очень скучают, какая-нибудь бабушка, у которой чуть поднялось давление, по три раза в неделю вызывает терапевта: пожаловаться на свои болезни. А сколько времени и сил врач теряет, бегая по многоэтажкам, где часто лифты не работают? Ещё хуже — в частном секторе с разбитыми дорогами, где могут и собаки напасть, и грабители. Нужно ли удивляться, что желающих работать участковыми врачами немного?

— А что должно измениться?

— Планируется, что участковый четыре дня своей пятидневной рабочей недели будет вести приём. Один день — посещать «своих» диспансерных пациентов и хронически больных. А на жалобы вроде «давление скакнуло», «температура поднялась», станет выезжать машина неотложной медицинской помощи, каждой поликлинике будет придано две таких машины. Бригада приехала, оценила ситуацию, сделала всё необходимое — уехала. Никаких разговоров «за жизнь», никаких тяжёлых путешествий для участкового. А его оповестят о вызове, о результатах выезда, он может связаться с пациентам, назначить приём.

— Был звонок из Новоозёрного, жители приписаны к городской поликлинике в Евпатории. Пока они на первом автобусе добираются до места, все талоны на приём к врачам уже разобраны. Может, резервировать для жителей посёлков отдельное время?

Из доклада земского врача в Феодосийском уезде Дмитрия Ульянова (брата В.И. Ленина) на медицинской конференции, 1912 г.
«Вызывают врача часто за 10-15 вёрст по пустякам. Например, вызывают к «тяжелобольному», врач едет поездом. А у того надо выдернуть зуб, обратного поезда ждать чуть ли не до рассвета. Ещё характерный случай: прибегает татарин к врачу: «Айда, пожалуйста, айда!» Оказывается, сильно болен сын, время горячее, а он заболел. Серьёзная болезнь сына заключается в том, что он наколол себе большой палец на ноге».

— Мы сейчас в Белогорском районе, где есть такая же проблема, отрабатываем запись сельских жителей к специалистам медицинскими сотрудниками первичного звена. Работник ФАПа или амбулатории звонит по специально выделенному для этих целей телефону в районную поликлинику, записывает пациента, выдаёт ему направление — тому остаётся в назначенное время прибыть на место.

— Другая ситуация: Раздольненский район, утром в поликлинике аншлаг, но жители сёл, не дождавшись до полудня приёма, просто уходят — иначе не доберутся домой, маршрутки после этого времени в сёла не ходят. Можно ли с утра принимать их, а жителей — райцентра после обеда?

— Дело в том, что терапевт ведёт приём три часа, потом уходит на участок, и в каждый день недели работает по своему графику, в разные часы. Но самое главное, что закон не позволяет выделять или отодвигать какие-то группы пациентов: раз человек пришёл, ему должна быть оказана помощь. Так что, подобная инициатива не может быть выдвинута работниками поликлиники. Однако у нас есть пример в Джанкойском районе, когда люди сами договорились: жители сёл на приём едут с утра, горожане идут к врачам после обеда.

Фото: Администрация Волгоградской области

— Какие врачи, узкие специалисты в самом большом дефиците?

— Для каждого города и района потребность своя, для Симферополя, например — эндокринологи. В трёх из семи поликлиник крымской столицы эндокринологов просто нет. И этот поток идёт в республиканскую больницу им. Семашко. Между тем, эти пациенты при адекватно подобранном лечении не должна часто посещать специалиста — раз в полгода достаточно. Расчётом доз инсулина, подсчётом хлебных единиц успешно занимается терапевт, он может и уполномочен это делать. Но нет — люди рвутся к специалисту, занимая его время и отвлекая от более тяжёлых пациентов.

— А в сёлах что?

— Не хватает многих врачей — например, неврологов, окулистов. А даже если есть, то во время призывной кампании единственного в районе узкого специалиста командируют в комиссию, и принимать пациентов просто некому. Каждый год создаётся такая ситуация. Хотя — возможно кто-то и удивится, картина по укомплектованности у нас не хуже, чем во многих других регионах страны. И, что радует, всё-таки едут к нам специалисты с материка. И мы их очень-очень ждём.