Восьмилетняя Аня - тяжело больна. У нее — хроническая почечная недостаточность, чтобы поддерживать почки в рабочем состоянии, необходим гемодиализ. Девочка фактически привязана к медицинской аппаратуре. Выходом может стать пересадка почки.
Лист ожидания
Трансплантация органов в сознании обывателя до сих пор окружена криминальным ореолом. Этому в немалой степени поспособствовали как мифы о «черных трансплантологах», так и реальные скандалы, которые периодически возникали в России и особенно - на Украине. Один из самых громких скандалов разразился в 2010 году, когда врачей киевского института имени Шалимова обвинили в организации незаконной трансплантации почек. По мнению следствия, медики и их сообщники, среди которых был гражданин Израиля, организовали переправку украинских доноров в Баку, где донорские почки пересаживались богатым реципиентам. Доноры не были родственниками реципиентов, что являлось нарушением украинских законов.
Одних фигурантов дела «черных трансплантологов» посадили под домашний арест, других – в СИЗО. Однако спустя три года суд закрыл это дело за истечением срока давности, и всех обвиняемых выпустили на свободу.
В Европе и США на государственном уровне ведется активная пропаганда донорства органов. Нынешние проблемы российской трансплантологии тоже не могут быть решены без просветительской работы, в том числе, и социальной рекламы в СМИ. Если в обществе не сформируется понимание важности донорства для спасения человеческих жизней, никакие законы – даже самые хорошие, не помогут.
Распорядитесь при жизни!
Впрочем, очередь «за органами» — это не очередь в магазине. Есть только два легальных пути получения донорского органа: безвозмездная родственная трансплантация и безвозмездная трупная трансплантация. Если нет доноров из числа родственников, то остается трупная трансплантация, когда орган берут, например, у человека, погибшего в ДТП, у которого врачи констатировали смерть мозга. И хотя сердце такого пациента еще может биться, жить он уже не будет.
Изъятый орган отдается тому реципиенту, которому он, во-первых, больше подходит по медицинским показаниям, во-вторых, тому, кто дольше всех находится в режиме ожидания. Детям операцию делают вне очереди.
Законодательство РФ в области трансплантологии отличается от украинского. Украинский закон предполагает презумпцию несогласия. Это означает то, что если пациент при жизни не дал официального согласия на изъятие органов, то сделать это после его смерти никто не имеет права.
Ныне действующий российский закон «О трансплантации органов и тканей», принятый в 1992 году, предполагает презумпцию согласия – то есть, изъятие донорского органа у пациента после его смерти и без прижизненного согласия считается законным.
В сентябре нынешнего года в Госдуму был внесен новый законопроект о донорстве органов, частей органов и их трансплантации. Согласно этому законопроекту, гражданин РФ сможет давать свое согласие на посмертное изъятие своих органов или тканей для трансплантации, причем оно должно фиксироваться в документах: паспорте, водительских правах или военном билете, в электронной универсальной карте. Перечень конкретных документов будет определяться правительством.
Аналогичные законы существуют в США и ряде стран Евросоюза, где совершеннолетние граждане в обязательном порядке документально оформляют согласие на использование своих органов для трансплантации. Это значит, что не нужно терять время на поиск родственников погибшего: достаточно посмотреть водительские права и удостовериться, что человек был согласен на изъятие органов для пересадки.
По мнению специалистов, новый законопроект – если он будет принят, позволит увеличить количество пересадок органов в разы.
Кроме того, вводится понятие трансплантационного координатора процесса, который должен стать «средним звеном» между врачом, устанавливающим «окончательный диагноз» потенциальному донору, и трансплантологом. Координатор должен дать ответ на самые важные вопросы: все ли сделано для спасения жизни потенциального донора и может ли он стать таковым.
Мнение
Евгений Гавриленко, главный внештатный специалист-трансплантолог Минздрава Крыма:
«Трансплантация органов в Крыму никогда не проводилась, потому что нет разрешения на этот вид деятельности и материально-технической базы. При Украине крымские пациенты отправлялись в другие регионы этой страны, теперь – в другие регионы России. Но на Украине все расходы, связанные с трансплантацией, оплачивали сами больные, а стоит такая операция более 800 тысяч рублей. Заплатить столько денег могли считанные единицы. Например, в 2006-2008 годах крымчанам не было сделано ни одной трансплантации, в 2009-м – две, в 2010-м – четыре, в 2011, 2012 и 2013-м – соответственно, шесть, восемь и восемь. В основном пересаживались почки, одному пациенту была сделана операция по пересадке костного мозга, троим – печени, причем двое из них ездили для этого за границу – в Бельгию и Турцию.
В России операции по пересадке органов делаются бесплатно, то есть, за бюджетный счет. Это значительно повышает доступность такого лечения. Например, в РФ делают в год 200 пересадок сердца. Для сравнения: на Украине за 10 лет с 2001 по 2011 год произвели одну трансплантацию сердца. Крыму на нынешний год выделена квота на 20 пациентов по всем заболеваниям, при которых необходима пересадка органов.
Сейчас, по данным Минздрава России, более 100 организаций имеют право проводить трансплантацию органов. Такие операции делают в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Самаре, Саратове, Воронеже, Белгороде, Кемерово, Новосибирске, Красноярске, Оренбурге, Екатеринбурге. Надеюсь, в будущем такая возможность будет и в Крыму».
Смотрите также:
- Болевой порог. Как изменится в Крыму система предоставления обезболивающих →
- Наступление на «хвост». Эксперт об очередях и нехватке врачей в больницах →
- Сняли с «крючка». Почему Крыму перестали выдавать бесплатные наркотики →