Попытка номер три. Надо ли продлевать льготы для крымских абитуриентов

Николай Козин / АиФ

Три года для крымчан были широко открыты двери всех российских вузов. Университеты, академии и институты в разных субъектах федерации рапортовали, что выделенные для поступления квоты не заполняются: абитуриенты с полуострова предпочитают столичные вузы. Впрочем, и там даже в «топовых» университетах выделенные для крымчан места зачастую пустовали.

   
   

Шансом занять бюджетное место в вузе на условиях гораздо более щадящих, практически в отсутствии конкуренции, воспользовались в 2014 году около тысячи молодых людей из Крыма. И в следующие годы — 2015 и 2016, их было ненамного больше. Всё-таки не каждая семья готова отпустить своего сына или дочь, не у всех есть возможность поддерживать таких студентов материально.

Вторым «вузовским» бонусом, помимо квот, которые перестали выделять после 2016 года, стала возможность для крымчан поступать не только по результатам ЕГЭ: можно было выбрать сдачу экзамена — не только в крымских, но и в материковых вузах. Эта преференция должна была закончиться тоже в 2016-м, но в июне того года Госдума продлила её на два года. А теперь туда подан новый законопроект, предлагающий дать возможность крымчанам в 2019 и 2020  годах выбирать между ЕГЭ или вступительными экзаменами.

Уровень — достойный

Школьники, которые заканчивали учёбу в первые три года после Крымской весны, действительно по многим параметрам проигрывали российским сверстникам. Всё-таки учились по другим программам, и по многим предметам — таким, например, как история России или обществознание, знаний было явно недостаточно, чтобы сдать Единый экзамен. К тому же сама подготовка к нему была для крымских абитуриентов делом новым и непривычным. Но за несколько лет школьники и учителя наверняка освоились в системе российского образования. Те, что окончат школу через полгода, должны быть последними «льготниками».

А предложение растянуть преференцию ещё на два года выглядит, если честно, странно. Понимать это надо так, что учеников школ, которых с пятого класса учили по российским программам так и не смогли подтянуть до необходимого уровня? А ведь именно так и сформулирован смысл законопроект, выдвинутыми крымчанами — депутатами Госдумы от Крыма и членами Совета Федераций.

Законопроект вызвал недоумение в среде крымских чиновников от образования: неужели, говорят они, наши школьники с 2014 года так и не сумели переориентироваться с украинских учебников на российские?

   
   

В Министерстве образования, науки и молодежи Крыма выпускников оценивают по-другому. По словам пресс-секретаря ведомства Антона Гарькавца, ЕГЭ крымчанам вполне по зубам, о чем говорит популярность этого экзамена, растущая год от года.

«В 2014 году единый государственный экзамен выбрали всего 3% крымчан, в 2015-м – 25%, в 2016-м – 50%, и в следующей вступительной кампании мы ожидаем примерно 80%. По всем показателям наши выпускники держатся чуть выше среднего общероссийского уровня. Есть, у нас, конечно, проблемы, например, крымские учебные заведения не все лицензированы для проведения единого госэкзамена. Но Государственная Дума пошла нам навстречу и разрешила в следующем году проводить аттестацию независимо от того, есть лицензия или нет, дала крымчанам иммунитет. Так что переходный период нам не нужен», — говорит Антон Гарькавец.

Практика показывает, что для крымских выпускников ЕГЭ сдавать проще, чем традиционный экзамен. «На общероссийских совещаниях, где присутствуют представители всех регионов, не раз отмечалось, что крымчане показывают достойные результаты в ЕГЭ, — пояснил он. — Если бы ситуация была настолько плачевна, как об этом говорят депутаты, министерство образования начало бы первым бить в колокола и просить время на продление льготного периода для наших абитуриентов. Но ЕГЭ для нас нестрашен. Когда министр образования Крыма Наталья Гончарова в прошлом году сама сдавала этот экзамен, она отметила, что важная составляющая этого процесса – не ответы на вопросы, а психологический фактор. Уровень же подготовки своим ученикам крымские школы дают достаточный».

Полтора человека на место

Удивились законопроекту и в «Центре оценки и мониторинга качества образования».

«Мы уже приготовились к тому, что смешанная система сдачи экзаменов доживает последний год, — говорит заместитель директора организации Элина Бодня. — Так ведь оно и планировалось, а смысла в том, чтобы продлевать переходный период, мы не видим».

Педагоги считают, что законопроект о продлении льготного поступления в вузы даёт лазейку для абитуриентов, которые получают высшее образование «для галочки». По словам заведующего кафедрой нормальной анатомии Медицинской академии КФУ Василия Пикалюка, за дипломом молодежь сегодня идет на факультеты, которые не предполагают серьезного погружения в науку. А на специальности, которые требуют высокой квалификации, падает спрос.

«Примерно на треть снизился конкурс на поступление в нашу медакадемию, — говорит Василий Пикалюк. — Во всем мире на такие факультеты набирают лучших по рейтингу. У нас же берут по итогам неких собеседований. Вы не поверите, среди студентов-первокурсников поговорить не с кем, уровень интеллекта ужасающий. Нужно бы ужесточать отбор, а у нас, напротив, всех заманивают бюджетными условиями, стипендиями и так далее. В итоге приходят те, кто профессионально не ориентирован. Их папы и мамы считают, что медицина – это престижно, отдают нам своих чад, которые совсем не приспособлены к обучению, и уж точно не станут медиками. Мы начинаем с того, что «учим их учиться», тратим на них свое время, а в итоге они получают диплом и идут работать, куда их родители определят».

Тенденция, которую заметили многие педагоги в последнее время — студенты разделились на «очень способных» и «случайных», про которых с первого курса становится понятно, что в этой профессии они не останутся (и это будет лучшее, что они могут сделать для этой профессии). Возможно это следствие системы отбора, когда абитуриенты невротически подают документы на разные факультеты разных вузов, чтобы «хоть где-то пройти», если на предпочитаемую специальность будет высокий конкурс.