Эра компьютеризации образования наступила давно. Современные школьники живут в виртуальном пространстве, с коллективных на индивидуальные меняются ценности, достижения. Примерно треть жизни подросток проводит за компьютером. Вроде бы это хорошо — он избегает влияния улицы? Но часто из него в таких условиях вырастает человек с неразвитыми социальными навыками.
И школьный учитель в эпоху компьютеров и Интернета утратил свою значимость как источник знаний. «Википедия», электронные библиотеки, образовательные платформы с видеоуроками по каждому предмету и тестовыми заданиями на усвоение материала — для традиционной школы это и помощники, и конкуренты. Грозит ли школе полная цифровизация, где учителя заменят модератор (контролёр процесса) и тьютор (наставник), и какие вызовы она бросает устоявшейся системе среднего образования?
«Выпускники гаджетов»
«Практически у каждого ученика есть свой планшет и ноутбук. Он набирает текст — и собственные знания правил языка не нужны: программа всё исправит. Да ещё и не нужно писать от руки и развивать мелкую моторику, — говорит доктор психологии, член профильной комиссии Общественной палаты Крыма Анжелика Лучинкина. — Дети уходят в самостоятельное плаванье в Интернет, но должен же быть баланс с традиционным обучением — общением глаза в глаза! Мы теряем нечто человеческое, когда уроки выложены на сайте Минобразования. Учителю остаётся вывести их на интерактивную панель. Уже есть полностью дистанционные школы с аттестатом установленного образца. Скоро учителей не будет совсем».
Система оценки знаний в нынешнем формате ЕГЭ и ОГЭ натаскивает на компьютерную модель обучения. Упор делается на ученика среднего и ниже среднего уровня. Нужно, чтобы он сдал государственную итоговую аттестацию, и школа не потеряла рейтинговые позиции, а учителя — надбавки и стимулирующие выплаты.
При этом сам проект цифровизации образования имеет вполне ощутимую коммерческую подоплёку. Три года назад в Тюменской области одна IT-компания из Сингапура, которая реализует оборудование и программное обеспечение, уже пыталась продвинуть создание дистанционной электронной школы. Не получив финансовой поддержки, цифровые глашатаи переметнулись в Москву, где только первая закупка оборудования обошлась в 15 миллиардов бюджетных рублей. Сейчас в проекте задействовано уже 780 московских школ и 36 тысяч зон Wi-Fi.
«Цифровая школа не учит детей, не улучшает качество знаний, это развлечение, продолжение формирования клипового сознания. Мы получаем низкий уровень студентов, потому что они - «выпускники гаджетов», — уверена директор симферопольской школы № 7 Елена Хавченко. — Система ЕГЭ уже давно не социальный лифт, это кастовый подход к детям. При этом учительство отмирает, и в школу идут эмоционально выгоревшие люди, или неудачники».
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» продолжает продвигать проект «Форсайт компетенций 2030», разработанный в Сколково, где уже нет… профессии «учитель». Имеются лишь педагогические работники, замещающие должность учителя. И концепция цифровизации образования уже утверждена правительством РФ, к 2020 году она должна обрести конкретную программу.
«Университет выпускает недоделанных педагогов»
Стоит сказать, что и современный учитель мало соответствует образу советчика и наставника. Раскрыть талант ребенка, привить ему навыки критического мышления, креативности, общения с аудиторией, не прятаться за ширмой монитора, а открыто отстаивать свою позицию — это всё, в идеале, должен делать школьный педагог. Но как раз этому в вузах будущих учителей не обучают, не рассказывают, в чем нуждается современная школа.
«Да, мы - в классическом понимании этого слова - учителей не готовим. Есть направления, и университет выпускает недоделанных педагогов, — согласен проректор КФУ Владимир Курьянов. — Они не получают целый комплекс психолого-педагогической подготовки, чтобы работать в школе».
В условиях нормативно-подушевого финансирования вузы заинтересованы буквально тянуть за уши студентов, чтобы не потерять бюджет и не сокращать штатный состав преподавателей. В итоге условные троечники с дипломом о высшем образовании идут работать в школу.
Учителя русского языка пишут замечания в дневник, делая ошибки в словах. И без того престиж профессии учителя за последние 10 лет упал на 51 %. Образ героического педагога, который в советский период формировался в литературе и на экране, был разрушен в 1990-е, и сейчас уже перешел в разряд комедийных.
В любом видеохостинге на запрос «учитель» в лидерах — негативные ролики, снятые на телефон и выложенные в Сеть: ученики издеваются над учителем, выводят из себя, провоцируют. Позитивных материалов нет, либо они не интересны пользователям и «выпадают» из первых страниц поисковиков. Кстати, в лидерах просмотров — видеозаписи расстрела в Керченском политехническом колледже.
Сейчас обычный школьный учитель перегружен отчётностью, ему едва хватает времени на подготовку к уроку и проверке тетрадей. В сельских школах с их хронической нехваткой педагогов один учитель может ещё и преподавать несколько предметов.
Цифровизация образования могла бы исправить эту ситуацию, освободить педагогу время для общения, оценки психоэмоционального состояния ученика, для обучения и контроля его навыков. Получается, невозможно отказаться от компьютеров. И следует искать правильный баланс между ними и тем, что может дать ученику традиционная школа.