Учителя скоро исчезнут? Верны ли прогнозы противников цифровизации школы

Эра компьютеризации образования наступила давно. Современные школьники живут в виртуальном пространстве, с коллективных на индивидуальные меняются ценности, достижения. Примерно треть жизни подросток проводит за компьютером. Вроде бы это хорошо — он избегает влияния улицы? Но часто из него в таких условиях вырастает человек с неразвитыми социальными навыками.

   
   

И школьный учитель в эпоху компьютеров и Интернета утратил свою значимость как источник знаний. «Википедия», электронные библиотеки, образовательные платформы с видеоуроками по каждому предмету и тестовыми заданиями на усвоение материала — для традиционной школы это и помощники, и конкуренты. Грозит ли школе полная цифровизация, где учителя заменят модератор (контролёр процесса) и тьютор (наставник), и какие вызовы она бросает устоявшейся системе среднего образования?

«Выпускники гаджетов»

«Практически у каждого ученика есть свой планшет и ноутбук. Он набирает текст — и собственные знания правил языка не нужны: программа всё исправит. Да ещё и не нужно писать от руки и развивать мелкую моторику, — говорит доктор психологии, член профильной комиссии Общественной палаты Крыма Анжелика Лучинкина. — Дети уходят в самостоятельное плаванье в Интернет, но должен же быть баланс с традиционным обучением — общением глаза в глаза! Мы теряем нечто человеческое, когда уроки выложены на сайте Минобразования. Учителю остаётся вывести их на интерактивную панель. Уже есть полностью дистанционные школы с аттестатом установленного образца. Скоро учителей не будет совсем».

Система оценки знаний в нынешнем формате ЕГЭ и ОГЭ натаскивает на компьютерную модель обучения. Упор делается на ученика среднего и ниже среднего уровня. Нужно, чтобы он сдал государственную итоговую аттестацию, и школа не потеряла рейтинговые позиции, а учителя — надбавки и стимулирующие выплаты. 

При этом сам проект цифровизации образования имеет вполне ощутимую коммерческую подоплёку. Три года назад в Тюменской области одна IT-компания из Сингапура, которая реализует оборудование и программное обеспечение, уже пыталась продвинуть создание дистанционной электронной школы. Не получив финансовой поддержки, цифровые глашатаи переметнулись в Москву, где только первая закупка оборудования обошлась в 15 миллиардов бюджетных рублей. Сейчас в проекте задействовано уже 780 московских школ и 36 тысяч зон Wi-Fi. 

Заместитель министра образования, науки и молодежи Оксана Красникова:
Задача настоящего учителя — научить пользоваться информацией, привить навыки саморазвития, вовремя раскрыть способности ребёнка, его потенциал, подсказать, по какому пути идти. Полностью заменить учителя компьютерами не получится. Цифровые дистанционные школы подходят тем, кто не может посещать обычную в силу физиологических или психологических особенностей, удалённости проживания, религиозных взглядов. Спортсмены, которые уезжают на соревнования, дети-артисты и дети из цирковых семей — для них дистанционная подготовка это выход. Но вопрос в качестве преподавания. Дистанционную подготовку уже апробировали в высшем образовании, где она себя зарекомендовала не с лучшей стороны. Поэтому в школе ее можно использовать, как дополнительный источник знаний.

«Цифровая школа не учит детей, не улучшает качество знаний, это развлечение, продолжение формирования клипового сознания. Мы получаем низкий уровень студентов, потому что они - «выпускники гаджетов», — уверена директор симферопольской школы № 7 Елена Хавченко. — Система ЕГЭ уже давно не социальный лифт, это кастовый подход к детям. При этом учительство отмирает, и в школу идут эмоционально выгоревшие люди, или неудачники».

   
   

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» продолжает продвигать проект «Форсайт компетенций 2030», разработанный в Сколково, где уже нет… профессии «учитель». Имеются лишь педагогические работники, замещающие должность учителя. И концепция цифровизации образования уже утверждена правительством РФ, к 2020 году она должна обрести конкретную программу. 

Учителя русского языка пишут замечания в дневник, делая ошибки в словах

«Университет выпускает недоделанных педагогов»

Стоит сказать, что и современный учитель мало соответствует образу советчика и наставника. Раскрыть талант ребенка, привить ему навыки критического мышления, креативности, общения с аудиторией, не прятаться за ширмой монитора, а открыто отстаивать свою позицию — это всё, в идеале, должен делать школьный педагог. Но как раз этому в вузах будущих учителей не обучают, не рассказывают, в чем нуждается современная школа. 

«Да, мы - в классическом понимании этого слова - учителей не готовим. Есть направления, и университет выпускает недоделанных педагогов, — согласен проректор КФУ Владимир Курьянов. — Они не получают целый комплекс психолого-педагогической подготовки, чтобы работать в школе». 

В условиях нормативно-подушевого финансирования вузы заинтересованы буквально тянуть за уши студентов, чтобы не потерять бюджет и не сокращать штатный состав преподавателей. В итоге условные троечники с дипломом о высшем образовании идут работать в школу. 

Учителя русского языка пишут замечания в дневник, делая ошибки в словах. И без того престиж профессии учителя за последние 10 лет упал на 51 %. Образ героического педагога, который в советский период формировался в литературе и на экране, был разрушен в 1990-е, и сейчас уже перешел в разряд комедийных. 

В любом видеохостинге на запрос «учитель» в лидерах — негативные ролики, снятые на телефон и выложенные в Сеть: ученики издеваются над учителем, выводят из себя, провоцируют. Позитивных материалов нет, либо они не интересны пользователям и «выпадают» из первых страниц поисковиков. Кстати, в лидерах просмотров — видеозаписи расстрела в Керченском политехническом колледже.

Сейчас обычный школьный учитель перегружен отчётностью, ему едва хватает времени на подготовку к уроку и проверке тетрадей. В сельских школах с их хронической нехваткой педагогов один учитель может ещё и преподавать несколько предметов. 

Цифровизация образования могла бы исправить эту ситуацию, освободить педагогу время для общения, оценки психоэмоционального состояния ученика, для обучения и контроля его навыков. Получается, невозможно отказаться от компьютеров. И следует искать правильный баланс между ними и тем, что может дать ученику традиционная школа. 

Председатель Совета молодых педагогов при Крымской республиканской организации Профсоюза работников народного образования РФ, учитель русского языка и литературы Перовской общеобразовательной школы Симферопольского района Анна Володина:
Сейчас молодёжь подходит к выбору работы прагматично. И выпускники педагогических факультетов не готовы идти на зарплату в 11,2 тысячи рублей, когда официантом можно заработать в три раза больше. В муниципалитетах есть доплата молодым специалистам — 10-20%, в сельской местности компенсируют расходы на коммунальные услуги, в Симферополе и Ялте доплачивают по 5 тысяч рублей ежемесячно на протяжении первых трёх лет работы. Но на этом — всё.