В небольшом зале, стилизованном под католический костел, раз в два-три месяца собираются ценители старинной музыки, чтобы совершить свой прыжок в прошлое – эпоху Ренессанса и Барокко. Руководит Центром талантливый флейтист Виктор Юц.
Пришлось учиться заново
Крымчанин Виктор Юц вернулся из Германии подавленный. Гастроли провалились. Музыка Ренессанса и Барокко в исполнении его коллектива не нашла отклика в сердцах европейцев. На Германию Виктор возлагал большие надежды, ведь в Крыму, на родине, такая музыка была не нужна, а в Европе как раз вошла в моду. Целый год он, профессиональный музыкант, отличный флейтист, не брал в руки инструмент. А потом понял: не может жить без музыки. Прежде всего, это нужно ему самому и его семье. Это было 10 лет назад.
Тогда Центр старинной музыки только-только зарождался. Нашли помещение, собрали музыкантов-единомышленников, заказали точные копии музыкальных инструментов Ренессанса и Барокко, которые делали мастера из Европы. Сначала в коллекции появился клавесин из Голландии, потом деревянные блок-флейта и флейта траверсо из Франции. И ему, музыканту со стажем, пришлось… заново учиться музыке.
«Невозможно играть такую музыку на современных инструментах, это ее обедняет и искажает. То, что написано для клавесина, нельзя сыграть на фортепиано, не интересно. Это как другой иностранный язык, другая цивилизация, — говорит Виктор.— Я достаточно хорошо на серебряной флейте играю, а когда стал заниматься на деревянном инструменте, возникли трудности: другое сведение, по-другому строишь фразы, другое использование вибрато».
Если в Европе игре на старинных инструментах обучают в специальных школах и консерваториях, то на постсоветском пространстве 20 лет назад такие отделения были только в Москве и в Питере. Пришлось Виктору все тонкости игры постигать самостоятельно.
«Это сейчас, когда есть Интернет и возможность выезжать за границу, отыскать ноты произведений 17-18 века – не проблема, сейчас я купил библиотеку в Германии, есть ноты именно ренессансной музыки 17-18 века, барочной, там другие уже флейты, другие ноты, композиторы, которых мы вообще не слышали», — вспоминает музыкант.
Максимального приближения к эпохе хотелось во всем. Поэтому столько времени и сил потратили на создание концертного зала, где сегодня размещается Terra Barocco. Помещение на 40-50 мест проектировали и создавали сами, в эстетике того времени. Постепенно заработали на люстры, потом построили сцену, одну, другую, заказали скамьи. Делали все, чтобы изнутри зал походил на костел, давал хорошую акустику и помогал восприятию.
«Ведь композиторы той эпохи ставили другие задачи для инструмента. Играли либо в костелах, либо в дворцовых залах. Скрипки делали тогда с более выпуклыми эфами, а уже ближе к концу 18 века на скрипках появились плоские деки. Они давали более мощный звук. И повторяли собой зал, а тогда, во времена Паганини, это уже были огромные, многотысячные залы», — объясняет сын Виктора, Александр Юц, скрипач. Александр — выпускник Московской консерватории, приехал навестить родных, и отец не мог не воспользоваться этой возможностью. В последние выходные февраля Александр выступит с крымскими музыкантами и даст сольный концерт. Саша играет на двух скрипках: одна – для современной музыки, другая — для барочной. Последняя — антикварный инструмент, он полностью сделан из дерева, без грамма металла. Кусок дерева, бараньи или телячьи жилы и конский волос для смычка.
Лекарство от скуки
В Европе интерес к ренессансной и барочной музыке возродился 70 лет назад. Музыканты обратили внимание на то, что зрителям стало скучно на концертах, они потеряли интерес и перестали относиться к классической музыке с должным вниманием. Судя по записям барочных современников, эта музыка имела сильное воздействие на тех, кто ее слушал, люди приходили в экстаз.
Тогда наши современники, музыканты, стали задумываться: почему такая разница в восприятии сейчас? Возможно, они что-то делают не так? Отгадка нашлась сама собой. «Музыканты стали доставать трактаты, делать копии инструментов по эскизам оставшихся старинных образцов, и постепенно это стало трендом, который в Европе дико популярен, спрос на барочную музыку там значительно превосходит спрос на современную», — объясняет Александр Юц. И отец, и сын уверены, что потребность в аутентичной музыке есть и у крымчан. Ведь тогда, после годичного перерыва, вернуться к музыке Виктора Юца упросили друзья, большие почитатели его таланта. Сегодня они — завсегдатаи концертов, которые организовывает Виктор. К слову, каждый, кто приходит на выступления Крымского центра старинной музыки, становится музыкантам другом. Люди ещё долго не отпускают инструменталистов, задают вопросы, просят показать инструменты, а они никогда не отказывают в общении. Так каждый концерт превращается во встречу единомышленников.
Инструментальное искусство требует колоссального количества часов работы на инструменте. Чтобы сыграться, нужно время. А поскольку музыканты Центра — люди разных профессий, собираться на репетиции получается не всегда.
Виктор мечтает организовать фестиваль старинной музыки, пригласить музыкантов из Москвы и Санкт-Петербурга, пока от этой идеи пришлось отказаться. Без поддержки государства, местного правительства не размахнешься. Нужны, как минимум, спонсоры или неравнодушие властей. У него в запасе – множество идей. Например, проводить для детей мастер-классы, учить их искусству слышать, узнавать музыку, рассказывать о музыкальных инструментах и композиторах.
«Что будет через год, я не знаю, сейчас нам нравится заниматься тем, что мы делаем. Эта музыка дает счастье, — признается он. — Знаете, моя жена — теоретик музыки, она ведет наши концерты. В финале, прощаясь со зрителями, она говорит: «А настоящее счастья, без музыки невозможно».
Смотрите также:
- От «Эль-буяна» до «Эль-бриза». Крымчане создают свой электротранспорт →
- Нырнул «щучкой». Как крымские ракушки испортили лицо Юрию Гальцеву →
- Сергей Аксёнов: «Не могу же я себя клонировать» →