Точку, поставленную в очередной недавней «культурной сенсации», раздутой украинскими СМИ, кажется, в самой «незалежной» и не заметили. Даже сейчас, после серии официальных заявлений, на Украине продолжают писать о мифической продаже за границей музейной ценности из Крыма.
Караул! Продали!
Кому и зачем это нужно, догадаться несложно. Впереди — очередная серия судебных разбирательств о «зависшей» в Нидерландах выставке «Крым — золото и секреты Черного моря». В неё были включены больше тысячи ценнейших экспонатов из музеев Крыма и Севастополя.
Киев давно пытается убедить международную общественность, что Крым — место потенциально опасное для музейных ценностей. В ход уже шли домыслы, слухи, откровенная дезинформация. Ещё в марте 2014 года украинский депутат Владимир Арьев отметился громким заявлением о том, что из Феодосийской картинной галереи им. Айвазовского вывозят картины знаменитого мариниста. Пусть он не смог привести ни одного факта, ни одного доказательства — об этом на Украине писали как о свершившемся событии.
Свежий вброс — сообщения о продаже в Лондоне, на знаменитом аукционе Christie’s картины Айвазовского «Кораблекрушение», якобы хранившейся в Феодосийской картинной галерее. По этому поводу аукцион Christie’s и руководство музея уже выработали и разместили совместное заявление: проданная картина «не происходит из собрания галереи и не является украденным имуществом».
Сотни «кораблекрушений»
В частных коллекциях по всему миру хранится множество работ великого мариниста, а время от времени картины меняют владельцев, в том числе продаются и на аукционах.
«За свою жизнь Иван Константинович написал около 6 тысяч картин, — рассказала «АиФ-Крым» директор Феодосийской картинной галереи им. И.Айвазовского Татьяна Гайдук. — Он любил изображать море неспокойным, поэтому часто обращался к теме бурь, штормов, кораблекрушений. Примерно 4 тысячи его работ посвящены бурному морю. Названия своим картинам он давал, констатируя то, что изображено на полотне. Например, если речь шла о конкретном судне в бурном море — «Корабль «Мария» во время шторма». В нашей галерее хранятся две картины Айвазовского с одинаковым названием «Кораблекрушение» — одна была написана в 1843 году, во время заграничного путешествия, в котором Айвазовский изучал европейские традиции изображения морских пейзажей. Второе полотно было написано в 1876-м».
Картин с точно таким же названием (либо содержащих в нём слово «кораблекрушение»), хранящихся в музейных и частных коллекциях — не меньше сотни.
Кстати
Заслуги многих великих художников оценили лишь потомки. Но Иван Константинович Айвазовский был исключением: слава, признание и успех сопровождали его. Все свои награды, полученные при жизни, художник не смог бы надеть одновременно — они бы не поместились на сюртук. Он имел все высшие награды России: орден «Белого Орла», «Александра Невского», «Владимиров» и «Анн». И трудам он отдавался самозабвенно — по его собственному утверждению, создал за свою жизнь шесть тысяч картин; и отечеству на благо служил — стоит вспомнить его картины, воспевающие русский флот.
Но были у художника награды, о которых он вспоминать не любил. Для турецкого султана Айвазовский написал 40 работ, за что был удостоен Ордена Османа. А через несколько десятков лет он выбросил её вместе с другими турецкими наградами в море — после чудовищной резни армян, устроенной в Турции новым ее правителем. О том, как он поступил с наградами, Айвазовский даже счёл необходимым уведомить турецкого консула, добавив, что султан может точно так же поступить с его картинами.